Фото: focus.ua/Ярослав Дебелый
Последние почти 30 лет на улицах люди легко меняют валюту. Несмотря на то, что этот вид бизнеса под запретом, - он все равно процветает. О том, как зарождался этот бизнес, как выживал десятилетиями и живет сегодня, анонимно рассказывает один из валютчиков, который работает еще со времен бурных 90-х.
Как это было
В конце 80 - начале 90-х прошлого века, когда начался сплошной развал в стране, активизировалось зарабатывания средств. Тогда появились "кравчучки", "човночникы" и валютчики. Впрочем, еще ранее также обменивали валюту в подворотнях и это не просто преследовалось - существовала "расстрельная" статья. При небольших суммах заключали на 10-15 лет. Но если взяли за 10000 долларов - уже расстреливали. Впрочем, тогда было спокойнее, чем сейчас. Тогда не было столько глупости, сколько сейчас. Наши люди сегодня не готовы к такому объему свобод, нет.
Появились валютчики конце 80-х годов. Более массово - в девяностые. С тех пор работаю и я. Случайно стал им. Пришлось выручать по финансовым неприятностей родственника. А дальше немного повезло - появились деньги. И закрутилось. Хотя никогда не планировал быть валютчиком, даже мысли такой не допускал. Более того, если бы мне кто-то сказал, что я буду валютчиком, я бы "морду начистил". Просто студентом подрабатывал, и в Москву ездил по обмену. Это был попутный заработок. Тогда же, в 90-е веселее было, люди жили проще. Тогда они легко зарабатывали и легко тратили.
о заработках
Ранее - тогда в 90-е - валютчики имели очень большие заработки. За месяц, а то и меньше, можно было заработать на квартиру. Легко. Сейчас зарабатываем мизер по сравнению с тогдашними временами. Но все же сегодняшний беспорядок дает нам больше заработка. На одном долларе зарабатываем от 75 копеек до нескольких гривен. За одну операцию можно взять очень большие деньги. Наибольший мой заработок за день - чистыми пять тысяч долларов.
Но это всегда большой риск. Можно войти в "оркестр", но не успеть по курсу и очень серьезно прогореть. А еще надо иметь интуицию, чувства. Это не везение. Просто надо хорошо уметь считать. Я окончил факультет математического анализа, нам хорошо научили считать. А еще я немного разбойник. У меня во дворе никто не верил, что я закончил школу с "золотой" медалью.
Фото: Макс Левин
о коллегах
Пытался работать на разных работах: и на себя, и в государственных структурах. Но освобождался, потому что не был согласен врать людям, брать взятки, оказывался на улице. Среди коллег-валютчиков сейчас многие спортсмены - борцы, пловцы, почти из всех видов. Также меняют валюту на улицах и бывшие учителя, военные, агрономы, люди разных профессий. В большинстве из них - высшее образование.
Валютчик - это не просто стоять с кучей денег. Нужно постоянно читать, анализировать, думать. А еще постоянно держать нос по ветру. Старые валютчики хорошо знают друг друга. Если нужно - поддержим, поможем. Среди нас нет основания. Мы всегда жили по определенным правилам, имели взаимоотношения и с органами, и с бандитами. У меня до сих пор среди друзей есть те, кто когда-то занимался грабежом, бандитизмом. Но мы своих; подставляем. Были прецеденты, но все решали.
А сегодня - все иначе.
Для новых валютчиков, которые появились после 2000 года, деньги и цинизм преобладают все остальное. У этих людей нет правил, норм, они просто идут по головам. За деньги продают друг друга легко.
"Кидалы" меня дважды. Последний раз - год назад. Тогда я в "минусе" был на 14000 чужих долларов. Я до сих пор должен пять тысяч зеленых.
О "куклы" и "фуфло"
И среди валютчиков есть нечистые на руку люди. Как и везде. Случалось, клиенты жаловались, что их обманули. Но мы эти вопросы решаем. И сегодня почти не случается таких случаев. Хотя в такие смутные времена легко обмануть. Люди в панике, становятся невнимательными, меньше думают. И, знаю, что во многих городах и в Киеве сейчас участились случаи обмана, "кидают" и на мелкие 10 долларов, и на большие деньги - 100 долларов и выше. На Крещатике, например, на вокзалах - железно "швиряють". Рассчитывают на то, что идет большой поток людей, никто не будет что-то доказывать, никто никого не запоминает. Но мы, например, работаем честно - мы деньги не «ломаем», «куклы» не вставляем, "фуфло" не тычет. Другими словами - это схемы обмана. Например, если обменивают большую сумму, валютчик посчитал - вроде все правильно, но незаметно сгибает одну купюру и отдает клиенту меньше. Или подсовывает фальшивые деньги.
Мы все друг друга знаем. Среди наших давних валютчиков втертый контингент, нет таких, которые фальшь втиснут. Я работаю долгие годы, ценю свою репутацию. Мне это невыгодно и не нужно. Кроме того, это криминал - от пяти лет лишения свободы. А мне этого не надо. Случалось, что приходили фальшивые купюры. Выход один - порвать на мелкие кусочки и - в помойку.
Фото: vopros.ua
Об истинных купюры
Как отличить настоящую купюру от фальшивой? Настоящий доллар щелкает. Даже если его постирать, он все равно щелкает. (Мужчина вынимает стодолларовую купюру с аккуратно сложенной резинкой защемленной кучки долларов. И ловко дома пальцами обеих рук мгновенно сгибает и разгибает купюру. Получается звонкий звук). Такого звука не даст ни один другой бумажку. Такое движение просто порвет фальшивый доллар. Кроме того, настоящий «зеленый» не рвется сразу, он как бы тянется.
(Мужчина вынимает из кармана две другие кучки - гривны и евро. Показывает, как распознать настоящие купюры. На гривны цифра светится под определенным углом меняет цвет с красного на зеленый. То же, как гривны нужно проверять и евро - номиналом 50, 100, 200 и 500 - лучше ориентироваться на цвет цифры.)
Только на ребристый пиджачок не стоит надеяться, потому что его фальшивомонетчики ювелирно наносят иголочкой и канцелярским клеем.
о налогах
Мы сфера услуг. Рынок нуждается в наших услуг. Почему бы нас не легализовать? Мы готовы платить налоги, пусть дадут нам более высокие ставки. Мы хотим работать легально. Нас выгодно легализовать. Мы знаем свою работу. Нас не нужно учить.
На самом деле с валютой работать не так просто. Здесь недостаточно лишь калькулятора и аппарата для просвечивания. Тем более это оборудование не совершенно - наши банки в свое время "наелись" фальши за этого. Аппарат не "увидит" хорошо поддельные купюры, не распознается настоящую купюру, если ее постирать. А мы умеем считать, имеем опыт работы и сразу видим фальшивые деньги. Нам нужно давать рабочее место с компьютером, оборудованием, делать ремонт.
Фото: EPA / UPG
Зато, налоговая система работает наоборот. Миллионер, который имеет четыре места на рынке, ездит на "железе" за сотни тысяч долларов, в баре просиживает несколько тысяч, платит в месяц всего 400 гривен налога, и все равно ноет, что ему тяжело. Но столько же платит и пенсионер, который продает на рынке яблочки со столика.
Сейчас "менты" демонстрируют вылов, мол задержали с наличными, статистика подтверждает. Ложь это все. Так, показательные рейды проводят: возьмут кого-то случайно, составят акт. Вот и статистика. А на самом деле каждый заплатил по 510 гривен штрафа, отберут валюту с операции, и дальше пошли на улицу работать. Это никак не решает вопрос неофициального обмена валют. Это все просто фарс.
валюты много
Валюты много, ее немало, везде. И в банках тоже. Во время кризиса 2008-2009 годов я имел валютный кредит. Банк продолжал его, увеличивал курс, но разговаривали и как-то договаривались. Сейчас происходит то же самое. Поэтому, чтобы погасить валютный кредит, нужно бегать за долларами.
Люди зарабатывают, что здесь плохого? Ведь государство само создало такие условия. Начиная с 2005 года в стране искусственная валютная ситуация. Сегодня государственная машина работает для грабежа населения. Такой высокий курс - искусственно созданная ситуация для того, чтобы побольше украсть. Что делает центральный банк? Выделил три миллиарда гривен рефинансирования коммерческим банкам. И что из этого вышло? Эти средства точно не пошли в экономику страны. И ежу понятно, что эти миллиарды перебросили в валюту и давно ушли из страны .
Реальный курс доллара на сегодня должен составлять в пределах 10 гривен. А все, что сверху - это грабеж и спекуляция, причем официально на государственном уровне.
Почему бы нас не легализовать?Люди зарабатывают, что здесь плохого?
Что делает центральный банк?
И что из этого вышло?